4. Принципы самостоятельной работы
4.1. Меры безопасности – всегда и везде
4.2. Отработайте все манипуляции с оружием до автоматизма
4.3. Вы обязаны знать устройство и возможности вашего оружия
4.4. Стремитесь оперировать максимально точными формулировками
4.5. Никогда не обольщайтесь видимыми успехами
4.6. Используйте все подручные средства для тренировки в любое время
4.7. Стремитесь всегда понимать что вы делаете и зачем это нужно
4.8. Всегда анализируйте свою работу на занятиях, лучше письменно
4.9. Стремитесь всегда использовать взгляд со стороны
Каждый, кто хочет научиться метко стрелять, рано или поздно сталкивается с необходимостью самостоятельных тренировок. Причин может быть много, — отсутствие тренера в принципе, окончание цикла обучения, финансовые возможности, переход на следующий качественный уровень. Результат один, — надо идти дальше, расти – а куда? Раньше человек выполнял то, что рекомендовал ему специалист, теперь специалист появляется редко или отсутствует. Если не тренироваться, навыки угасают, если тренироваться самому, то как? В большинстве случаев человек по памяти продолжает выполнять упражнения, которые выполнял под руководством специалиста, причем не особенно вдаваясь в то, какую цель он преследует, чего он хочет добиться. Другой вариант – человек вообще переходит на случайную, от раза к разу, стрельбу, пытаясь удержаться на достигнутом когда-то уровне. Но самостоятельная тренировка может приносить не меньшую, а иногда большую пользу. Основная особенность стрельбы в цель, это то, что основная работа происходит внутри, на ощущениях, практически невидимо для неподготовленного человека. И перворазрядник и мастер внешне делают одно и то же, но результаты совершенно различны. Разница – в использовании информации, получаемой от внутренних ощущений. Именно благодаря сознательному использованию этой информации, пользуясь определенными принципами, стрелок может продолжать свое совершенствование самостоятельно. Поговорим об этих принципах.
В первую очередь необходимо понять, что выстрел – это результат набора мышечных действий, каждое из которых можно рассматривать в отдельности. Каждое мышечное действие можно назвать элементом. С этой точки зрения, тренировка стрелка ничем не отличается от занятия солдата по строевой подготовке, — каждый из них раз за разом отрабатывает движение по элементам, затем собирает их в блоки, затем выполняет движение — комплекс блоков. Конечно, каждый элемент выстрела можно разбить на более элементарные действия, но излишне подробная детализация будет бессмысленна с точки зрения понимания стрелком особенностей работы своего организма по подготовке выстрела.
Не менее сложно человеку, начинающему заниматься стрельбой, осмыслить то, что все правильные действия по подготовке выстрела совершенно противоестественны для человеческого организма. Последнее будет более понятно, если вы попробуете вспомнить, как часто вам была необходима полная неподвижность для решения каких-то задач. Человеческие мышцы практически всегда работают в режиме знакопеременной нагрузки. Это значит, что в процессе жизнедеятельности каждая мышца то включается (сокращается), то выключается (расслабляется). Процесс расслабления необходим мышце для отдыха и восстановления работоспособности. При статической нагрузке (мышца в течение длительного периода находится в напряженном состоянии) полностью отсутствует период восстановления. Резко повышается утомляемость работающих мышц, увеличивается время на их восстановление после снятия нагрузки. Для того, чтобы понять насколько сложна такая работа, попробуйте взять кистевой эспандер (усилие, необходимое для его сжатия, как правило, невелико) и, сжав полностью, постарайтесь удержать его в таком состоянии 5 мин. Как правило, подобное упражнение, несмотря на кажущуюся легкость, требует существенных волевых усилий и физических затрат.
Особенно большой проблемой для начинающего стрелка является осознание того, что внешнее копирование действий специалиста ничего не дает. Для правильного выполнения движения необходимо его понимание, обоснованность с точки зрения анатомии, физиологии, психологии. Только такой набор позволит выполнить движение осознанно, рационально. Правильность стрелкового движения заключается не в том, что оно выполнено похоже внешне, а в том, что работали именно те мышцы, которые наиболее выгодны в этом движении. Внешние проявления этого видны только специалисту, имеющему большую практику.
Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод – большинство двигательных навыков, которые приобретены человеком в течение жизни оказываются бесполезными с точки зрения стрельбы. Необходима выработка новых навыков, чаще всего противоположных по своему содержанию привычной логике поведения. Например, совершенно нелогично, но единственно правильно то, что выстрел, произведенный в момент наилучшей картины прицеливания, всегда будет плохим. Выработка новых навыков требует серьезных энергетических и психологических затрат. Результат – внутренняя уверенность в том, что пуля всегда будет там, где ей положено быть. Для многих людей, работающих с оружием, подобная уверенность – несбыточная мечта, поэтому каждая зачетная стрельба превращается для них в тяжелое испытание, которого они стремятся избежать правдами и неправдами.
Конечно, стрельба спортивная и стрельба прикладная – совершенно разные виды стрельбы, хотя бы потому, что преследуют различные цели. Спортивная стрельба требует от человека умения раз за разом посылать пулю в центр мишени в течение длительного времени. При этом на мишень, одежду, освещение, оружие наложено большое количество ограничений, которые уравнивают условия выполнения упражнения на различных соревнованиях различными стрелками. Прикладная стрельба подразумевает умение поразить цель по возможности более точно, но обязательно в минимальное время и желательно первым выстрелом. Кроме этого необходимо умение выполнять эту задачу в условиях разнообразной освещенности, при наличии помех, в разной одежде, при большой разнице температур, в движении и т.п. Однако, базовые навыки прицельного выстрела (умения попадать) совершенно одинаковы и необходимы стрелку-спортсмену и стрелку-прикладнику и вырабатываются только в процессе тренировки медленной стрельбы без дополнительных помех.
Как правило, прочитав несколько книжек, начинающий приходит к выводу, что уровень начальной подготовки можно считать достаточным только тогда, когда он будет попадать из своего оружия по своей мишени (например, из пистолета Макарова по мишени №4 на дистанции 25м) в среднем «9», т.е. приблизительно 45 очков из 50. Это лишний раз подтверждает то, что стереотипы, выработанные в течение человеческой жизни не всегда применимы в стрельбе. Высокорезультативная стрельба не является показателем подготовленности стрелка с точки зрения правильности выполнения технических действий. Подготовленность приходит гораздо раньше. Высокий результат, – комплекс, составляющими которого являются: правильная базовая техника, высококачественное управление собственными внутренними процессами, умение реализовать свои возможности в нужный момент. Из всего перечисленного стрелку-прикладнику необходимо, в основном, только первое. После освоения базовой техники его совершенствование происходит в совершенно другом направлении.
Среди стрелков-прикладников, особенно среди тех, кто регулярно получает низкие оценки за огневую подготовку, бытует мнение, что все было бы легко и просто, результаты стали бы нормальными, если бы была возможность стрелять много и часто. Такие стрелки убеждены в своей правоте и в качестве основного аргумента приводят следующую мысль «все стрелки высокого класса много тренируются с выстрелом, если бы мне дали стрелять столько, я и попадал бы также». Однако, как правило, им очень трудно ответить на простой вопрос: «Если человек ежедневно делает по 150-200 раз неправильный набор движений, сколько времени ему понадобится для того, чтобы первый раз сделать правильный набор, и откуда он узнает, что именно он делал неправильно?»
Таким образом, основная проблема для человека, который хочет научиться стрелять – прийти к пониманию того, что стрельба – прежде всего вид интеллектуальной деятельности, на базе которой строится осознанная и обоснованная мышечная деятельность. Без понимания того, как и почему выполняется то или иное действие, невозможно их правильное выполнение, мало того, очень сильно затруднен поиск и устранение ошибок
Качество обучения стрелка, конечно, во многом зависит от того, насколько правильно построена программа обучения, насколько высок уровень обучающего. Однако, нельзя сказать, что это все, что необходимо для достижения успеха. Работа по подготовке стрелка будет продуктивнее, результативность ее будет выше, если стрелок сам, с самого начала своей подготовки будет руководствоваться некоторыми принципами. Кстати, начинать их использовать не поздно на любом этапе подготовки.
Первое, с чего начинается работа – умение сделать так, чтобы оружие, находящееся у вас в руках не представляло опасности для вас и для окружающих. Для этого служат определенные правила, называемые мерами безопасности. Подобные правила существуют везде, где человеческому организму может быть причинен вред (например, техника безопасности при работе на токарном станке). Не надо объяснять, насколько опасен пистолет, винтовка или автомат в не очень умелых руках. Поэтому каждый человек, взявший в руки оружие, обязан знать и беспрекословно выполнять набор правил, при которых опасность работы с оружием сведена к минимуму. Вы можете плохо стрелять, можете вообще не попадать в мишень, но вы обязаны сделать ваше оружие безопасным для вас и окружающих. Меры безопасности в различных организациях имеют различные редакции, но суть их едина, – оружие всегда должно быть направлено в сторону мишени; оружие заряжается (делается опасным) только непосредственно перед стрельбой и разряжается немедленно после ее окончания.
В процессе работы с оружием ваше внимание должно быть направлено на качественную подготовку выстрела, т.е. на качественное выполнение всех технических элементов. Для повышения коэффициента полезного действия вашей работы, необходим очень высокий уровень сосредоточенности. Это будет совершенно невозможно в том случае, если ваше внимание будет постоянно отвлекаться на порядок действий в соответствии с подаваемыми командами. Вы должны, не задумываясь и не глядя на оружие, уметь зарядить и разрядить его, предъявить к осмотру, устранить возникшую задержку. Не экономьте время на отработке этих действий. Неуверенность в манипуляциях с оружием отрицательно сказывается на результативности стрельбы в целом.
Знание материальной части оружия на первый взгляд не имеет никакого отношения к качеству вашей стрельбы. Но не забывайте, что качество выстрела зависит от трех факторов: вашей работы, работы оружия и работы патрона. Давайте представим ситуацию, в которой результативность стрельбы вдруг резко ухудшилась. Как правило, неопытный стрелок начинает искать причины в оружии и патронах. Можно ли найти неисправность, не зная хотя бы общего устройства механизма? Конечно нет. В этом случае стрелок только получает повод для нерабочего состояния, — «виновато оружие». Принесет ли это положительный результат?
Не менее важно знать объективные возможности вашего оружия. Это позволит вам избежать ошибок при выполнении стрелковых упражнений и, что более важно, — в реальной ситуации. Предположим, ваш пистолет пристрелян в центр на дистанцию 25 м. Куда вы попадете, прицеливаясь в лоб бегущему на вас вооруженному преступнику, находящемуся на расстоянии 15 м? В подобных случаях ошибка может стоить вам жизни.
Качество выполнения выстрела зависит от правильности выполнения набора действий, называемых элементами выстрела. Однако, нельзя не понимать, что правильное выполнение элемента во многом зависит от того, насколько верно усвоена его суть. Зачастую, стрелок, выслушав объяснение, которое достаточно расплывчато, пытается выполнить нечто, смутно понимая, что же на самом деле необходимо. И дело не в низком уровне преподавателя или тренера. Проблема в том, что в стрельбе существует так называемый профессиональный слэнг, которым пользуются многие поколения стрелков. Формулировки этого внутристрелкового языка универсальны, но не всегда точно отражают суть явления, которое они описывают. Например, понятие «плавно тянуть спусковой крючок» фактически обозначает, что необходимо равномерно увеличивать давление на спусковой крючок. В процессе формирования стрелка-специалиста подобные несоответствия исчезают достаточно быстро. Это происходит в процессе индивидуального общения стрелка и тренера-преподавателя. Многократно объясняя один и тот же элемент различными способами, преподаватель помогает обучаемому выработать свою рациональную формулировку, описывающую действие, с помощью которой впоследствии индивидуально расшифровывается содержание слэнга.
Для стрелков, которые не имеют возможности частого индивидуального общения с преподавателем из-за многочисленности группы, необходима гораздо более высокая сосредоточенность, устранение малейших неоднозначностей в описании действий. Точность личных формулировок необходима вам для того, чтобы каждое замечание, рекомендация вашего преподавателя были наполнены для вас конкретным смыслом и служили руководством к конкретным действиям. Помните, что даже небольшая расплывчатость в понимании элемента может стать непреодолимым препятствием для его правильного исполнения. Попробуйте «плавно тянуть» и «равномерно наращивать давление».
Стрельба – очень однообразный вид деятельности, основанный на многократном повторении движений, имеющих очень маленькую амплитуду и очень высокую точность. Зачастую человеку кажется, что качество выполнения уже на достаточном уровне, хотя на самом деле ошибок еще предостаточно. Это происходит потому, что в обычной жизни человек привык контролировать движения достаточно размашистые и достаточно неточные – так называемые макромоторные. При тренировке элементов выстрела обучаемый оценивает свою деятельность с точки зрения привычных ощущений, хотя содержание действий иное – движения высокоточные и имеющие очень малую амплитуду – микромоторные.
Конечно, далеко не всегда под рукой есть оружие, патроны и тир. Однако, отработка правильных мышечных действий, доведение их до автоматизма далеко не всегда требует специального оборудования. Достаточно вспомнить пресловутую банку с водой, с которой пистолетчики тренируют….. непонятно что! Ведь при таком удержании пальцами тяжелого груза работает совершенно иной набор мышц, нежели при удержании пистолета. Положение пальцев, лучезапястного сустава совершенно иное. При этом, требуется специально выделенное время и место. В то же время, проявив небольшую изобретательность и зная, какая работа выполняется какими мышцами, легко придумать упражнения, которые дадут возможность тренироваться в любое время совершенно незаметно для окружающих. Ведь стрельба – это статика, а статическая гимнастика позволяет использовать для тренировок даже дверной проем! Вот несколько вариантов незаметной отработки элементов. Сидя в кресле зафиксируйте свой сотовый телефон или пульт телевизора так, как держите рукоятку пистолета. Кто заметит специфическое напряжение мышц? При поездке в общественном транспорте сделайте это же с вертикальным поручнем, стоя на расстоянии разогнутой руки, и попробуйте вытянуть (только не выдернуть) его из гнезда. Стоя в очереди, прикройте глаза, напрягите мышцы ног и корпуса так, как будто находитесь в изготовке и удерживайте это напряжение без изменения. Немного фантазии, основанной на знаниях, помогут вам тренироваться когда удобно, не выделяя для этого дополнительного времени и места
Как уже было сказано, основная работа по подготовке выстрела скрыта от наблюдателя, т.к. амплитуда движений очень мала, и собственно движения происходят за счет микроизменений усилий мышц. Корректировке подобная работа поддается с большим трудом, хотя бы потому, что совершенно одинаковое внешне положение может быть достигнуто за счет использования совершенно различных групп мышц. Конечно, специалист увидит разницу, однако он не всегда под рукой, а ваш товарищ в этом случае вам не помощник. Поэтому очень важно четко знать суть оптимальной работы, чтобы вовремя почувствовать малейшее отклонение от правильных действий. Для этого необходимо не стесняться задавать вопросы в процессе обучения. Малейшее непонимание содержания действия и цели, к которой вы стремитесь, грозит обернуться незамеченной вовремя ошибкой.
Человеческая память избирательна. То, чем человек не пользуется постоянно, забывается. Если вы занимаетесь стрелковой подготовкой ежедневно, часть элементов рано или поздно начинают выполняться автоматически, контроль за ними уходит в подсознание. Однако человеческий организм не может раз за разом выполнять движение совершенно одинаково. Со временем накапливаются микроизменения, которые могут изменить суть действия до прямо противоположного. Во избежание этого необходимо периодически перепроверять качество и правильность выполнения, что гораздо легче сделать, если у вас перед глазами запись предыдущей работы.
Еще более необходим анализ работы на занятиях в том случае, если периодичность занятий – один, два раза в неделю или реже. В этом случае часть каждого занятия тратится на восстановление утраченных навыков, часть – на отработку восстановленных навыков и только часть времени используется по назначению – для изучения и отработки новых элементов, необходимых для движения вперед. Анализируя каждое занятие, можно вырабатывать наиболее продуктивную и наиболее полную схему восстановления, которая существенно повысит коэффициент полезного действия тренировки, позволит ничего не забыть, работать именно над теми элементами, которые наиболее трудны для выполнения.
Человек всегда стремится к тому, чтобы обладать максимальным объемом информации о том, что ему интересно. Это позволяет ему повысить продуктивность своей работы путем рационального отбора и систематизации. При подготовке выстрела можно определить два направления сбора информации. Первое – та информация, которая собирается за счет анализа ощущений (изменения в работе мышц, зрительное восприятие прицельных приспособлений, анализ оперативных изменений в эмоциональном и психологическом состоянии). Второе направление – информация которая поступает извне (оценка внешних проявлений вашей работы с помощью видеозаписи, или описания стороннего наблюдателя).
Только весь объем информации, полученный изнутри и снаружи, дает наиболее полную картину для анализа. Например, вы чувствуете, что все делаете правильно, однако результативной стрельбы добиться не можете. Посмотрев видеозапись, вы обнаруживаете, что в процессе работы ваши движения были суетливыми, обильно выделялся пот. Проанализировав всю информацию, вы вспоминаете, что непосредственно перед началом стрельбы была некоторая неуверенность в своих силах. Вы не обратили на нее внимания, хотя необходимо было еще раз перепроверить качество выполнения всех элементов, в результате – мандраж, неадекватное восприятие ситуации, завышенная значимость результата и т.д.
Конечно, не все принципы работы, найдут применение в вашем конкретном случае. Однако, можно смело сказать, что применение их в работе сделает каждую тренировку более продуктивной. Полностью исчезнет проблема самостоятельной работы. Каждая минута занятия будет направлена на решение конкретной задачи. Это имеет несколько преимуществ. Прежде всего, скорость вашего совершенствования резко увеличится за счет того, что вы каждый раз будете работать именно над теми элементами, которые требуют наибольшего внимания. Отрабатывать их вы будете с помощью именно тех упражнений, которые дают наилучшую результативность именно и вам именно сейчас. Не менее важно и то, что с каждого занятия вы будете уходить с чувством удовлетворения, независимо от результатов сегодняшней стрельбы. Поскольку на каждом занятии вы будете решать целый ряд задач, направленных на совершенствование личной техники, очевидно, что часть этих задач будет выполнена, что даст вам право говорить о шаге вперед. Нерешенные задачи будут стимулировать вас к дополнительному анализу, изобретению новых методов решения проблемы. Придуманное решение необходимо будет опробовать на практике, чтобы убедиться в его правильности или неверности. Поскольку это можно сделать только с оружием в руках, вы будете с желанием идти на следующее занятие, независимо от результатов предыдущего. Исчезнет страх перед плохой стрельбой, поскольку она для вас станет только показателем определенных недоработок, а это, в свою очередь, повысит и саму результативность стрельбы.
Стрельба – уникальный вид человеческой деятельности. Обычно, человек ставит себе задачу – достижение определенной цели, затем, сознательно или нет, намечает те действия, выполнение которых позволит ему выполнить эту задачу. После этого начинается собственно процесс достижения цели – выполнение намеченных действий. После достижения (недостижения) цели намечается новый рубеж, ставятся новые задачи или корректируется путь достижения того, что оказалось недостигнутым. Как правило, чем выше профессионализм того, кто это делает, тем более рациональные действия применяются, более короткий путь намечается. В стрельбе все иначе. Уже после первых тренировок стрелок-новичок имеет приблизительно тот же объем информации о том, что необходимо для выполнения качественного выстрела, что и стрелок-специалист. В процессе совершенствования этот объем детализируется, уточняется, систематизируется, но не увеличивается. И новичок и специалист пользуются одним и тем же арсеналом средств для достижения цели – качественного выстрела. Но, конечно, очевидно, что результат действий стрелка высокого класса будет несколько иным. Объяснить это можно только так: стрелок-специалист делает все то же и также, но более точно и подробно, не пропуская ни одной детали, не экономя на мелочах. Часть действий выполняется автоматически, однако, отсутствие сознательного контроля никак не влияет на подробность выполнения. Рациональность действий стрелка заключается именно в умении действовать раз за разом одинаково. Многократные повторения движения, как правило, ведут к генерализации его выполнения, т.е. к некоторому его упрощению. Например, вам необходимо провести руку по некоторой траектории, которая представляет собой ломаную линию. После скольких десятков повторений вы будете вести руку по кривой линии, близко напоминающей исходную ломаную. Ваш организм начал оптимизацию вашей деятельности. Это привело к тому, что ваши действия, хоть и рациональны, но отличаются от начальных, что в стрельбе совершенно недопустимо.
Еще одно серьезное отличие – многократность решения одной и той же задачи одними и теми же методами. Попробуйте отработать идеальный комплекс движений, которые необходимы вам для того, чтобы встать со стула и включить свет в комнате. Повторите этот комплекс 200-300 раз, концентрируя внимание на одинаковости движения. Обратите внимание, что уже после 50-го раза вы просто встаете и включаете свет, не задумываясь, что делаете. Ваше внимание занято чем угодно, только не тем, что вы сейчас делаете. Вы устали и отвлеклись. Сразу ваша работа стала менее продуктивной. Отработка превратилась в механическое выполнение. Стрельба не прощает подобного отношения. Стрелок вынужден находиться в состоянии повышенной концентрации внимания на своих действиях, несмотря на то, что их однообразие вызывает усталость и стремление переключить внимание. Подготовка выстрела – это своеобразный забег со своим стартом и финишем, тактикой прохождения дистанции, умением экономно расходовать энергию, не жалеть себя при необходимости. Проблема в том, что стрелок в процессе выполнения любого упражнения, вынужден стартовать, проходить дистанцию с полным напряжением и финишировать столько раз, сколько выстрелов он должен подготовить, независимо от того, есть патрон в патроннике или нет. Именно противоречие между необходимостью постоянного уточнения и детализации своей работы, и стремлением её оптимизировать становится основным препятствием на пути к совершенствованию.
Николай Лапин
Заслуженный мастер спорта России
трехкратный Рекордсмен мира
октябрь 2002